Поиск

среда, 28 мая 2014 г.

Государственный совет - Хасэ Республики Адыгея


Становление Республики Адыгея и органов ее государственной власти, главенствующее место среди которых принадлежит Парламенту, пришлось на эпоху бурных, порой драматических политических событий, кардинальных государственно-политических преобразований, приведших к смене общественно-политического строя и утверждению новой государственности. Этот процесс происходил в условиях нерешенных экономических, политических и социальных проблем, обострения межнациональных отношений, которые, в основном, были обусловлены системным кризисом во всех сферах нашей жизни.
 
5 октября 1990 года внеочередная сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва провозгласила образование Адыгейской автономной советской социалистической республики в составе РСФСР. Курс на самостоятельное развитие Адыгеи, равной среди равных, был закреплен принятием 28 июня 1991 года V сессией областного совета народных депутатов Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея.
 
3 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР». 23 сентября Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О порядке и сроках проведения выборов народных депутатов в Советской Социалистической Республике Адыгея в составе РСФСР». Произошло окончательное оформление статуса Адыгеи в качестве самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации. Однако предстояла длительная и кропотливая работа по его наполнению реальным содержанием.
 
22 декабря 1991 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета и Президента ССР Адыгея. На основе политического компромисса удалось выработать оптимальные подходы к проведению выборов первого Верховного Совета ССР Адыгея.
Данные выборы прошли в четыре этапа и оказались беспрецедентно сложными:
 
I этап
22 декабря 1991 года – избран 41 депутат
повторное голосование 5 января 1992 года – избрано 23 депутата
II этап
повторное голосование 16 февраля 1992 года – избрано 13 депутатов
повторное голосование 1 марта 1992 года – избрано 12 депутатов
Всего: 89 депутатов
III этап
повторное голосование 12 апреля 1992 года – избрано 4 депутата
повторное голосование 18 апреля 1992 года – избран 1 депутат
IV этап
повторное голосование 12 декабря 1992 года – избрано 3 депутата
повторное голосование 19 декабря 1992 года – избрано 3 депутата
 
Итоги двух первых этапов выборов позволили сформировать высший законодательный орган республики – Верховный Совет Республики Адыгея, начала функционировать важнейшая ветвь ее государственной власти.
 
В ходе выборов на альтернативной основе было обеспечено паритетное представительство адыгского и русского населения в Парламенте: из 100 депутатов – 45 были адыгами, 49 – русскими, 6 – представители других национальностей. 17-27 марта 1992 года состоялась I сессия Верховного Совета.
 
Главной задачей I сессии Верховного Совета было создание законодательной основы для организации работы представительного органа власти. Сессия сформировала свои руководящие органы и утвердила структуру Парламента. Председателем Верховного Совета на альтернативной основе был избран Тлеуж Адам Хусенович, а его заместителем Радченко Александр Александрович. 23 марта I сессия Верховного Совета приняла закон об изменении наименования республики. Вместо Советской Социалистической Республики Адыгея теперь значилась Республика Адыгея.
 
24 марта сессия утвердила герб Республики Адыгея и государственный флаг. Герб республики был разработан художником Довлетом Мухаджериевичем Меретуковым. Он символизирует специфику материальной и духовной культуры народа, именем которого названо национально-государственное образование. Основу государственного флага составил исторический флаг Черкесии первой трети XIX века.
 
25 марта сессия утвердила гимн республики. Его авторами стали народный писатель Республики Адыгея и Кабардино-Балкарской Республики, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, Республики Адыгея И.Ш. Машбаш и народный артист Российской Федерации и Республики Адыгея, лауреат Государственной премии Республики Адыгея У.Х. Тхабисимов.
 
Одновременно с утверждением государственной символики начался процесс выработки Конституции республики. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, обеспечившая гарантии и условия развития субъектов Федерации и очертившая то конституционное пространство, в котором должно было происходить совершенствование их государственности.
 
10 ноября 1993 года X сессия Верховного Совета Республики Адыгея приняла закон «О представительной и законодательной организации власти Республики Адыгея на переходный период». В соответствии с ним представительным и законодательным органом власти стало Законодательное Собрание (Хасэ) – Парламент Республики Адыгея. В структуре Законодательного Собрания (Хасэ) были образованы комитеты и комиссии, осуществляющие парламентский контроль и слушания по вопросам своего ведения, а также постоянно действующий рабочий орган парламента – Совет. Из депутатов первого созыва путем открытого голосования простым большинством голосов в Парламент Республики Адыгея было избрано 45 человек.
 
Первоочередными задачами представительного органа республики явились разработка и принятие Конституции республики, Законов «О выборах в Законодательное Собрание Республики Адыгея (Хасэ)», «О системе органов местного самоуправления в Республике Адыгея», «О выборах в органы местного самоуправления Республики Адыгея», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Адыгея», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О туризме», «Об освобождении общеобразовательных учреждений от налогов».
 
Наиболее трудным был вопрос о принципах формирования и полномочиях органов местного самоуправления. В соответствии с Законом «Об основах организации и деятельности местного государственного управления и местного самоуправления в республике на переходный период» в апреле – мае 1994 года состоялись первые выборы в органы местного самоуправления. На основе разработанной нормативной базы и с учетом волеизъявления народа в городах и районах прошло формирование органов представительной власти.
 
Закон «О языках народов Республики Адыгея», принятый 31 марта 1994 года Парламентом Республики Адыгея, направлен на «создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Адыгеи». Закон гласит: «Никто не вправе навязывать человеку изучение или использование того или иного языка помимо его воли, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
 
Обсуждение проекта Конституции, продолжавшееся почти пять месяцев, вызвало живейший интерес в обществе. В процессе обсуждения было внесено около трех тысяч предложений и замечаний. Проект Конституции прошел внешнюю юридическую экспертизу: его обсуждали российские парламентарии, ученые правоведы, специалисты соответствующих российских и краснодарских краевых министерств и ведомств.
 
6 марта 1995 года проект был внесен на обсуждение Законодательного Собрания, которое 10 марта единогласно его приняло в качестве первой Конституции Республики Адыгея. Принятие Конституции явилось завершающим этапом юридического оформления государственности Адыгеи и знаменовало собою стабилизацию ее развития. Сильной стороной Конституции Республики Адыгея явилось разрешение вопроса о соотношении ветвей власти. В республике удалось сформировать сильный Парламент, который участвует в формировании Кабинета Министров, имея возможность выражать недоверие Премьер-министру, членам кабинета.
 
Меры, принятые органами государственной власти и местного самоуправления позволили сохранить единство и целостность Республики Адыгея в составе Российской Федерации, обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие.
 
С января 1996 года начал работать новый состав парламента – Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, избранный 17 декабря 1995 года. Его Председателем был избран Е.И. Салов, заместителями – Т.А. Беретарь и А.Х. Тлеуж. В связи с переходом Т.А. Беретаря на новую работу – председателем Конституционного суда Республики Адыгея, на 24-й сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, состоявшейся 26 ноября 1997 года, заместителем Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея был избран А.А. Сирченко.
 
Приоритетными направлениями деятельности Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея второго созыва явились: разработка и принятие нормативных и правовых актов по законодательному регулированию вопросов, связанных с формированием и функционированием органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, по вопросам бюджетно-финансовой и налоговой политики, социальной защиты населения. К числу наиболее значимых законов, принятых за этот период можно отнести: Законы Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея», «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея».
 
Существовавшая в Республике Адыгея налоговая система в соответствии с требованиями времени претерпела определенные изменения. Работая над ее совершенствованием, Госсовет – Хасэ принял около 50 законов, определяющих размеры налоговых ставок региональных налогов и сборов, а также предоставление льгот по уплате отдельных налогов и сборов организациям и предприятиям.
 
Заметно повысилась социальная направленность законов. По ряду вопросов первостепенной важности приняты конкретные решения, касающиеся выплаты пособий и заработной платы в бюджетной сфере, выплаты именных стипендий, ситуации с миграцией населения, работы образовательных учреждений и многие другие.
 
Правовые основы защиты отдельных групп населения республики, нуждающихся в особом внимании со стороны общества и государства, установлены принятыми Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея законами: «О репатриантах», «Об охране труда», «Об организации работы по опеке и попечительству», «О прожиточном минимуме».
 
Приняты законы Республики Адыгея «О культуре», «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях».
 
Учитывая сложность экологической обстановки в регионе и возможность возникновения непредвиденных ситуаций, депутаты Парламента приняли целый комплекс законов, регулирующих данную сферу:
 «Об ответственности за нарушение законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической безопасности на территории Республики Адыгея», «О республиканском резерве финансовых средств и материальных ценностей для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Адыгея».
 
Новым шагом в строительстве государственности Адыгеи стало принятие 15 ноября 2000 года закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея «О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея».
 
В ранее действовавший закон внесены следующие изменения и дополнения: Государственный Совет формируется из двух палат – Совета Представителей и Совета Республики.
 
В Совет Представителей вошло 27 депутатов, представляющих интересы административно-территориальных единиц республики (г. Майкоп, г.Адыгейск, районы), избираемых по трехмандатным округам по три представителя от каждого района и города республиканского значения. В Совет Республики также вошло 27 депутатов, избираемых по одномандатным округам с примерно равным количеством избирателей.
 
В рассматриваемый период существенное развитие получило межпарламентское сотрудничество. Важное значение для укрепления мира на Кавказе имело создание Межпарламентского Совета Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, договор об образовании которого был подписан 25 июля 1997 года по инициативе глав республик. Межпарламентский Совет, как отмечается в его уставе, «является самостоятельной, самоуправляемой, добровольной организацией законодательных (представительных) органов власти» республик. В числе целей и задач Совета:
 - сохранение и укрепление единства Российской Федерации;
 - выработка согласованных рекомендаций и решений по проведению конституционных, экономических и социальных реформ;
 - осуществление согласованной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
 
Избранный Госсоветом курс на межпарламентское сотрудничество, укрепление традиционных отношений дружбы, взаимосвязей между народами подтверждается подписанием совместных документов с другими субъектами Российской Федерации и государствами. Так, в мае 1997 года подписано Соглашение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с Законодательным Собранием Краснодарского края, в сентябре того же года – с Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия.
 
Своевременно откликались депутаты на события, происходящие в мире, в частности, в апреле 1997 года принято Заявление в связи с обострением обстановки на территории Республики Абхазия, постановление в поддержку подписания Договора о Союзе Беларуси и России;
 в апреле 1998 года, в марте 1999 года – Заявление в связи с событиями в Косово (Союзная Республика Югославия);
 в сентябре 1999 года проведена совместная сессия Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края в связи с кризисной ситуацией в Карачаево-Черкесской Республике.
 
Госсовет использовал различные формы взаимодействия с местными органами представительной власти и работы с избирателями. Депутаты принимали участие в работе сессий Советов народных депутатов городов и районов республики, проводили семинары-совещания для депутатов на местах по актуальным проблемам налогового, земельного, бюджетного законодательства.
 
Депутаты регулярно выезжали в районы республики для встреч с жителями. Они выступали на сходах граждан, проводили дни представительной власти в учебных заведениях, вели сами и через своих помощников постоянный прием в избирательных округах, отчитывались о проделанной работе перед избирателями в средствах массовой информации.
 
4 марта 2001 года состоялись выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея третьего созыва. На основе Конституционного закона Республики Адыгея № 205 «О поправках в главу 4 Конституции Республики Адыгея» от 12 ноября 2000 года создан двухпалатный законодательный орган. Новый парламент обновился на 70% и в политическом плане представлял достаточно широкий спектр политических сил.
 
Председателем Совета Республики был избран М.Х. Тхаркахов, его заместителем – Ю.Н. Петров. Председателем Совета Представителей избрана Т.М. Петрова, заместителем – Н.М. Гончаров.
 
В Парламенте Адыгеи третьего созыва на постоянной основе работали 13 депутатов: 9 - в Совете Республики и 4 - в Совете Представителей. В первом из них было избрано 6 комитетов, во втором - 5.
 
Основными принципами развития республики и деятельности органов государственной власти, в том числе и парламента, были определены следующие: опора на собственные силы, эффективное использование внутренних ресурсов, переход на полное самофинансирование, сохранение и увеличение наметившихся позитивных сдвигов в экономике и социальной сфере. Несмотря на присутствовавшее в обществе сомнение в целесообразности существования двухпалатного парламента, новый реформированный законодательный орган, безусловно, сыграл заметную роль в развитии парламентаризма в республике.
 
Депутаты продолжили работу по совершенствованию конституционного законодательства Республики Адыгея, внесли изменения в законодательство о местном самоуправлении. В 2002 году принят в новой редакции Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении», определивший правовые, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления в республике и государственные гарантии его осуществления.
 
На законодательном уровне определены условия изменения границ и преобразования муниципальных образований, порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. К данному блоку законов можно отнести: «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Адыгея», «Об установлении численности, сроков полномочий и даты проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Республики Адыгея», «Об административных комиссиях Республики Адыгея».  
 
В сфере реализации бюджетной политики важную роль сыграл Закон Республики Адыгея «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Адыгея», принятый Советом Республики 29 мая и одобренный Советом Представителей 11 июня 2002 года. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации данный закон установил принципы формирования и функционирования бюджетной системы Республики Адыгея, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Республике Адыгея.
 
Принятый Госсоветом в 2002 году Закон Республики Адыгея «О контрольно-счетной палате Республики Адыгея» и Закон Республики Адыгея «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства в Республике Адыгея» (2003 год) позволили усилить контроль за своевременным исполнением республиканского бюджета, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Адыгея.
 
В 2001 году Адыгея поддержала вопрос об образовании в рамках Ассоциации «Северный Кавказ» Южно-Российской Парламентской Ассоциации, для содействия «развитию правового государства, демократии и российского парламентаризма; выработки совместных подходов к проведению политических, экономических и социальных реформ, обеспечения политической стабильности в обществе».
 
В социальной сфере, несомненно, важен факт утверждения обеими палатами ряда целевых программ, в том числе:
«Социальное развитие села в Республике Адыгея на 2003-2010 годы»;
«Здоровый ребенок» на 2003-2005 годы;
«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Адыгея»;
 
«Республиканская программа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Адыгея на 2001-2005 годы» и ряд других.
 
В течение срока своих полномочий Парламент Республики Адыгея осуществлял постоянный контроль за исполнением федеральных и республиканских законов, постановлений и иных решений, за деятельностью внебюджетных фондов, отдельных служб и ведомств, соблюдением установленного порядка расходования бюджетных средств и распоряжения собственностью Республики Адыгея.
 
Выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва состоялись 12 марта 2006 года. Законодательная база по формированию Парламента Республики Адыгея была пересмотрена: на основе Конституционного закона Республики Адыгея от 16 июля 2003 года № 161 «О поправках в главу 4, ст. 101 и 110 Конституции Республики Адыгея» вместо двухпалатного Парламента в республике были проведены выборы в однопалатный законодательный орган.
В состав Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва вошли 54 депутата. Выборы депутатов впервые проводились по пропорционально-мажоритарной системе: одна половина депутатов избиралась по партийным спискам в едином республиканском избирательном округе, другая – в 27 одномандатных избирательных  округах. Несмотря на то, что депутатский корпус значительно обновился, можно говорить и о парламентской преемственности: 26 депутатов из 54 избранных работали в предыдущих созывах.  
 
29 марта 2006 года открылось первое организационное заседание нового состава депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва.  Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея был избран Хаджебиеков Руслан Гиссович, а его заместителем – Иванов Анатолий Георгиевич.
 
В парламенте было образовано четыре депутатские фракции: Всероссийской политической партии «Единая Россия», региональных отделений Политической партии «Российская объединенная промышленная партия», Коммунистической партии Российской Федерации и Аграрной партии России.  В июле 2007 года депутатская фракция регионального отделения Политической партии «Российская объединенная промышленная партия» прекратила свою деятельность, в октябре 2008 года депутатская фракция Аграрной партии России объединилась с фракцией ВПП «Единая Россия».
 
Важным политическим решением Госсовета четвертого созыва явилось утверждение 13 декабря 2006 года кандидатуры А.К.Тхакушинова на должность Президента Республики Адыгея. Этому событию предшествовал  процесс переговоров и консультаций. Так, 2 октября 2006 года Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Д.Н. Козак провел в г. Майкопе два раута переговоров с руководителями общественных организаций, региональных объединений политических партий, органов государственной власти, депутатских фракций Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, местного самоуправления, представителями интеллигенции, духовенства и бизнеса. Совещание было проведено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
 
Консультации проводились с целью учета мнений представителей органов власти и гражданского общества при внесении Президенту Российской Федерации предложений по кандидатуре на пост высшего должностного лица Республики Адыгея.
 
Представителями общественности и властных структур республики были названы фамилии ряда претендентов: А.К.Тхакушинова, Р.Г.Хаджебиекова, М.Х.Тхаркахова, А.А.Хашира, А.Х.Тлеужа, Х.М.Совмена, А.М. Бижева и Р.Д.Хунагова.
 
10 октября 2006 года Президиумом генерального Совета партии «Единая России», имеющей большинство депутатских мест в Парламенте Республики Адыгея, было принято решение выдвинуть на рассмотрение Президента Российской Федерации кандидатуру А.К.Тхакушинова. Политсовет регионального отделения партии «Единая Россия» поддержал решение центрального органа партии и внес кандидатуру А.К.Тхакушинова на обсуждение парламента. 25 октября 2006 года Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея одобрил ее и принял соответствующее решение.
 
5 декабря 2006 года Президент В.В. Путин внес на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея кандидатуру А.К. Тхакушинова на должность Президента Республики Адыгея. Таким образом, процедура обсуждения и внесения на рассмотрение Президенту Российской Федерации кандидатур на высшую государственную должность в Республике Адыгея была осуществлена в строгом соответствии с федеральным законодательством.
 
С первых дней своей деятельности новый Парламент продолжил работу по совершенствованию правовой базы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике.  Создан институт Уполномоченного по правам человека, сформирована Общественная палата Республики Адыгея, приняты важные законы в области государственного строительства, сформировано республиканское законодательство по противодействию коррупции, завершено проведение реформы местного самоуправления.
 
К числу основных событий следует отнести создание 24 мая 2006 года Молодежного парламента при Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея, который получил большую поддержку среди молодежи и общественности Адыгеи.
 
В марте-апреле 2007 года прошли торжества по поводу 15-летия высшего законодательного (представительного) органа Республики Адыгея.
 
 Продолжила работу Южно-Российская Парламентская Ассоциация, которой в 2008 году руководил Председатель Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. В этот период республиканским парламентом проведены две конференции Ассоциации.
 
Важным событием явилось принятие решения о включении в состав ЮРПА в качестве ассоциированного члена (с правом совещательного голоса) Парламента Республики Южная Осетия.
 
Республика Адыгея одной из первых откликнулась на беду Южной Осетии, осудив антигуманные действия Грузии и оказав пострадавшей республике посильную материальную и моральную помощь. Так, 8 августа 2008 года депутаты Парламента Республики Адыгея на внеочередном заседании выступили с обращением к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву в связи с трагическими событиями в Южной Осетии с просьбой начать процесс признания независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики.  
 
За время работы депутатов четвертого созыва принят большой блок нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патриотическое воспитание подрастающего поколения и поддержку молодежи, малообеспеченных слоев населения. Пристальное внимание уделялось вопросам экологии, эффективному использованию природных ресурсов.
 
13 марта 2011 года в Адыгее состоялись очередные выборы депутатов республиканского парламента. 27 депутатов избраны по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе и 27 депутатов – по единому избирательному округу по партийным  спискам. 31 депутат из 54 избранных работал в предыдущих созывах.
 
 30 марта 2011 года состоялось первое организационное заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея пятого созыва. Председателем Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея избран Федорко Федор Петрович. Заместителем Председателя Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея избран Ашев Мухамед Джумальдинович. Утверждена структура Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, в состав которой вошли 9 комитетов и комиссия по статусу, регламенту и депутатской этике, утверждены их руководители.
 
По итогам голосования большинство мест в Госсовете заняла «Единая Россия», набравшая 58,04 % голосов и получившая 41 мандат из 54-х. Коммунистическая партия Российской Федерации получила 6 мандатов, Либерально-демократическая партия России - 3, «Справедливая Россия» - 2 (последние две партии впервые преодолели семипроцентный барьер). Два депутата избраны из числа кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.
 
С марта 2012 года по январь 2013 года обязанности спикера республиканского парламента  исполнял заместитель Председателя Мухамед Ашев. В январе 2013 года Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея избран Владимир Нарожный.
 
Дальнейшее совершенствование законодательной базы Республики Адыгея, охватывающей наиболее значимые элементы общественной и экономической жизни региона, создание правовой основы для успешного функционирования хозяйственного комплекса республики, придание импульса его позитивному развитию остаются главными задачами депутатского корпуса пятого созыва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий