Поиск

среда, 28 мая 2014 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Конституционного Суда Республики Адыгея

Определение КС РА: 25 января 2002 года



по запросу председателя комитета Совета Республики Государственного Совета –Хасэ Республики Адыгея по
законодательству, законности и вопросам местного самоуправления
Осокина А.Я.

г.Майкоп 25 января 2002 года

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Т.А. Беретаря, судей О.М. Кулинченко, В.А. Купина,
заслушав заключение судьи Беретаря Т.А., проводившего на основании статьи 41 Конституционного закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» предварительное изучение запроса,
у с т а н о в и л:
1. Председатель комитета Совета Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления в своем запросе просит Конституционный Суд Республики Адыгея дать пояснение по следующим вопросам:
1) сохраняют ли свою юридическую силу положения пункта 1 статьи 77 Конституции Республики Адыгея о государственном суверенитете Республики Адыгея;
2) вправе ли избранный Президент Республики Адыгея при принесении присяги народу применять слова «строго следовать Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея»?
По мнению заявителя, обнаружилась неопределенность в вопросе о том, действует ли в статье 77 Конституции Республики Адыгея положение о государственном суверенитете в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 92-О о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации ряда норм Конституции Республики Адыгея, основанных на принципе суверенитета.
2. Цель толкования Конституционным Судом Республики Адыгея Конституции Республики Адыгея, осуществляемого в соответствии с ее статьей 101 (пункт 3), заключается в том, чтобы, устранив неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить надлежащее их применение, соблюдение и исполнение.
В данном же случае предварительное изучение запроса показало отсутствие неясности и неопределенности в понимании конституционных положений пункта 1 статьи 77 Конституции Республики Адыгея, наличие которых согласно части второй статьи 36 Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Адыгея» служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 7 июня 2000 года признаны не соответствующими положения Конституции Республики Алтай о суверенитете Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросу депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан признал положения Конституции Республики Адыгея, согласно которым суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея и Федеративным договором, и вытекающие из принципа суверенитета положения Конституции Республики Адыгея как не соответствующие Конституции Российской Федерации утрачивающими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанных выше решениях указал также, что все положения нормативных актов Республики Алтай, Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Осетия-Алания и Республики Татарстан, основанные на положениях, которые как не соответствующие Конституции Российской Федерации признаны утратившими силу и не подлежащими применению, либо воспроизводящие их или содержащие такие же положения, также не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке.
Из этого следует, что не только положение пункта 1 статьи 77 Конституции Республики Адыгея «…Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея», но и отдельные нормы самой Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея, воспроизведшие или содержащие такие же положения, которые признаны утрачивающими силу, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке.
Следовательно, отдельные положения Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея, пункт 1 статьи 77 Конституции Республики Адыгея в части «…Декларации о государственном суверенитете» не должны исполняться, применяться или реализовываться иным способом судами, другими органами и должностными лицами, в том числе и Президентом Республики Адыгея при принесении им присяги и подлежат отмене Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея.
Поскольку предметом запроса председателя комитета Совета Республики Адыгея являются положения, аналогичные тем, относительно которых Конституционным Судом Российской Федерации уже вынесены решения, сохраняющие свою силу, Конституционный Суд Республики Адыгея не может принять к рассмотрению вопрос о толковании норм Конституции Республики Адыгея, которые основаны на положениях, признанных Конституционным Судом Российской Федерации, утратившими силу и не подлежащими применению.
Кроме того, учитывается, что правом на обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея с запросом о толковании Конституции Республики Адыгея не обладает депутат Государственного Совета-Хасэ.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 43, статьей 99 Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Адыгея», Конституционный Суд Республики Адыгея
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса председателя комитета Совета Республики по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Конституционного закона "О
Конституционном Суде Республики Адыгея» и в связи с тем, что по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея».

Конституционный Суд Республики Адыгея
№ 4-О

Комментариев нет:

Отправить комментарий