
Однако
у меня другое предположение — люди с ограниченными возможностями не
выделялись на Северном Кавказе в особую группу ( как выделялись,
например, старшие, старики, женщины, дети, гости и т .д.), поэтому адаты
не фиксируют к ним особого отношения. И в этом проявлялась деликатность
традиции. Об особенностях людей с инвалидностью не принято было
говорить публично, и тем более не принято было акцентировать это
состояние.
Базовая
категория «человечность», характерная для всех горских этических
систем, и есть тот вектор, которому следовали горцы, вырабатывая свое
отношение к людям с ограниченными возможностями. Человечность — это
позитивные, объединяющие чувства и реакции. Во всем мире человечность
ассоциируется с любовью, состраданием, пониманием...Она создает
атмосферу взаимной поддержки и выручки, формирует у каждого человека
чувство защищенности и уверенности в том, что в трудную минуту он может
рассчитывать на сочувствие и помощь со стороны общества.
У
народов Дагестана концепт "человек" связан с такими нравственными
понятиями, как "гуманность", "порядочность", "человечность". Человечность проявляется в соблюдении традиций взаимопомощи по отношению к сиротам, к
семьям без кормильца, к семьям, которых постигло горе, к семьям, где
воспитывают инвалида. Выручая такие семьи, аул всем джамаатом, с детьми и
подростками, заготавливал им топливо, корм для скота, убирал урожай,
помогал достроить дом, обязательно посещал их в дни мусульманских
праздников. Окружать вниманием такие семьи считалось нравственным долгом
односельчан. Из этого складывалась репутация аулов и тухумов. Великий
поэт Дагестана Расул Гамзатов писал - Горец клянется: "Человеком родился
- человеком умру!"; Хвала горца: "Таких людей больше нет. Он был
человеком"; Проклятие горцев: "Пусть не будет в вашем роду ни человека,
ни коня"; Осуждение горцев: "Не тратьте на него слова. Он же не
человек"; Правило горцев: "Продай поле и дом, потеряй все имущество, но
не продавай и не теряй в себе человека"; Пожелание горцев: "Стань
человеком". "Будь человеком!" В этом для самих дагестанцев не было
ничего нового — их народный поэт через свое творчество фактически делал публичными знания о традициях народов Дагестана, которые существовали тысячи лет.
У
осетин малообеспеченных, одиноких, престарелых, больных, вдов, семьи,
где воспитывали инвалидов, освобождали от расходов при проведении тех
или иных обычаев. Более того, им деликатно, не задевая чувства
собственного достоинства, оказывалась помощь. В этих случаях обычай
нередко соблюдается чисто символически: если такие семьи хотели внести
денежный взнос, их благодарили, но денег не брали. Или даже освобождали
от расходов.
В чеченской этической системе понятие «Адамалла» определяется
не только категориями гуманности (милосердие, сострадание,
сопереживание, великодушие), но и мудростью. Чеченцы не доверяют разуму,
если он не сопряжен с сердцем, с интуицией, с человечностью.
У
черкесов "любить человека" означает "видеть его хорошим", человечность
предполагает осмысленное желание и ответственную готовность действовать в
интересах ближнего, в том числе в интересах слабых, беззащитных,
нуждающихся во внимании людях. Философ и антрополог Барасбий Бгажноков
пишет, что «в системе адыгской этики существует распространенное,
понятие - хьэтыр. Это слово восходит к арабскому хатир - "память",
"душа", "желание" и является концентрированным выражением повседневного
альтруизма или каждодневных самопожертвований, ассоциируется с такими
понятиями, как "услуга", "уступка", "одолжение", "выручка", "понимание",
"помощь".
Черкесы
говорят: "Необходимо видеть хьэтыр человека". Так выражается
обязанность входить в положение другого человека и действовать с учетом
его чувств, доводов, желаний. Тот, кто в своем поведении следует этим
требованиям, - благородный, достойный человек. О нем отзываются с
большим почтением: "Знает (имеет) хатыр". Напротив, человека, которому
несвойственно идти на какие-либо жертвы ради других, осуждают: "Не знает
(не имеет) хатыр", то есть бессердечный, не способный протянуть руку
помощи.
Хьэтыр - это, кроме всего прочего, социальное ожидание любви и понимания. Категория
хьэтыр выражает готовность или необходимость совершать определенные
действия ради самой идеи человечности, не жалея сил, времени, средств,
преодолевая внешние и внутренние препятствия.
«В
отличие от внимания в обычном смысле слова, подчеркивает Барасби
Бгажноков, у черкесов существует и представление о нравственном
внимании. Гулъытэ - особая форма любознательности или пытливости,
способность выявить, распознать переживания или состояния человека и
по-доброму, по-человечески отреагировать на них. К проявлениям
нравственного внимания относятся расспросы о здоровье, поздравления с
радостным событием, соболезнования, всякого рода предупредительные
жесты, движения, действия, исполняемые в интересах партнера по общению».
По отношению к инвалидам и к семьям, где живут люди с инвалидностью
такие действия осуществлялись с особой деликатностью и в первую очередь.
Человека, лишенного таких мотиваций, черкесы называли гунэф - букв.:
"слепое сердце". У человека со "слепым сердцем" нет чуткости, тонкости,
проницательности.
Ценность
представлений о человечности, выработанных на Кавказе в течение
столетий, заключается в том, что сознание каждого человека переключается
на других людей, среди которых есть и слабые, и старые, и люди с
ограниченными возможностями. Проявляя внимание к таким людям, считали на
Кавказе, человек формируется как настоящая, по выражению Барасби Бгажнокова, «этически выверенная личность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий