
Вы здесь: Главная
>> Культура >> О женщине в исторической памяти народа
О женщине в исторической памяти народа
Создано 02.12.2014 16:23
О женщине в исторической памяти народаСегодня в Госфилармонии РА
состоится презентация фильма «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева.
«Черкешенка» — пятый фильм кинокомпании «Черкесия-фильм», он посвящен
черкесским женщинам, оставившим свой след в истории народа. Этот фильм,
по словам Аскарбия Нагаплева, далеко не исчерпывает многогранную тему
черкесского народа, но логично завершает цикл фильмов «Черкесия».
В 2007 году режиссер снял первый фильм «Черкесия», после чего углубился в
тему истории своего народа. Последовали фильмы «Адыгэ хабзэ» — о
кодексе поведения адыгов, «Черкесия. Чужбина» — о вынужденном
переселении адыгов в чужие края во время Кавказской войны. В фильме
«Черкесия. Возвращение» автор говорит о том, что путь к сохранению
этноса лежит в возвращении адыгов на историческую родину.
— Фильм «Черкешенка» в корне отличается от предыдущих тем, что он — вне
политики и негатива. Он рассказывает о добром и вечном: о женщине, о ее
роли в семье и культуре народа, — рассказывает «СА» Аскарбий Нагаплев.
Сценарий фильма «Черкешенка» написан учеными и общественными деятелями
из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, причем трое авторов —
женщины. Эксклюзивно для фильма «Черкешенка» в Санкт-Петербурге дали
интервью мэтры мирового искусства черкесского происхождения Юрий
Темирканов, Михаил Шемякин и Александр Сокуров.
Съемки фильма проходили в Адыгее, Карачаево-Черкесии,
Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге, Москве и Франции. В Париже
съемочная группа кинокомпании «Черкесия-фильм» снимала памятные места из
жизни выдающихся французских черкешенок Шарлотты Аиссе, Эльмесхан
Хагундоковой и Людмилы Чериной — панораму города, Дом инвалидов, Дом
моды «Шанель», Булонский лес, знаменитое кладбище эмигрантов из России
Сент-Женевьев-де-Буа и кладбище знаменитостей Франции на Монмартре.
В «Черкешенке» показаны образы женщин, которые не просто многого
добились в жизни, но и оставили о себе долгую добрую память. Именно
сильная женщина, по мнению автора фильма, является эталоном для других и
придает движение жизни народа.
Героинями фильма стали образы Адыиф, Сэтэнай, Тыргытао из старинных
легенд, а также артистки, ученые, художники современности.
Знаменитая черкешенка Эльмесхан Эдыговна Хагундокова известна под
именами Гали Баженова, графиня Ирэн де Люар — была заслуженным
легионером 1-го класса, командором, бригадным генералом, офицером
национального ордена Французской республики «За заслуги». Эльмесхан
родилась в Санкт-Петербурге. Училась в Смольном институте благородных
девиц. Во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия в
госпитале, где познакомилась со своим будущим мужем Николаем Баженовым.
Под фамилией Баженова она стала знаменитой. Семья Эльмесхан в 1922 году
попала в Париж. В 1923 году «русская красавица» Баженова, как называли
ее парижские журналы мод, становится любимицей светского общества. Коко
Шанель пригласила ее стать лицом самых популярных изданий — «Фемина» и
«Вог». Изысканная, высокая, стройная черкешенка стала «светской
манекенщицей» дома «Шанель». В 1928 году она открыла свой собственный
Дом моды «Эльмис».
Хагундокова прошла две мировые войны. Ее сын Николай Баженов достойно
сражался в рядах американской армии под командованием генерала Кларка. А
сама Эльмесхан — графиня Ирэн де Люар командовала хирургическим
отделением и передвижным госпиталем в рядах французского Сопротивления.
Позже организовала передвижной хирургический госпиталь в Северной Африке
и переместилась со своим медицинским персоналом в Италию в разгар
войны, где спасла сотни человеческих жизней во время исторической битвы
под Монте-Кассино. Она принимала участие в освобождении Италии и
получила орден Почетного легиона из рук президента Франции генерала де
Голля.
В 2011 году об Эльмесхан Хагундоковой издана книга «Черкешенка»,
писательницы Де Серинье, с которой Аскарбию Нагаплеву удалось пообщаться
во Франции.
Балерина Людмила Черина — дочь черкесского дворянина-эмигранта, бывшего
царского полковника Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и француженки Стефан
Финетт. В 1942 году Людмила дебютировала на сцене парижского зала
Плейель, исполнив главную партию в балете «Ромео и Джульетта». Снималась
в фильмах, из которых самый знаменитый — «Красные башмачки». Много
гастролировала, несколько раз была в Советском Союзе. В 1959 году на
сцене Большого театра танцевала Жизель. После окончания карьеры балерины
занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная
ее работа «Сердце Европы» установлена в Страсбурге у здания Европейского
парламента и является официальным символом Евросоюза.
Третья знаменитая историческая личность в фильме — Шарлотта Аиссе, образ
которой послужил прототипом для книги «Графиня Айсе» Исхака Машбаша.
Есть ли среди современниц такие женщины, которыми будут восхищаться
потомки? В ответ на это режиссер приводит в пример первую женщину —
доктора наук в Адыгее Зейнаб Керашеву, эстрадную певицу Розу Шеожеву,
знаменитую своими изделиями мастерицу Асю Еутых, альпинистку Карину
Мезову — первую кавказскую женщину, покорившую Эверест, Мераль Окай —
сценариста, продюсера сериала «Великолепный век», Амину Жаман — актрису,
певицу, режиссера фильма «Право на любовь» и других.
Съемки фильма без государственной поддержки в наше время дело непростое и
затратное. По словам Аскарбия Нагаплева, вряд ли бы он состоялся как
режиссер, если бы не поддержка со стороны его любимых женщин — мамы,
супруги, сестры. Документальный фильм «Черкешенка» — это низкий поклон
всем женщинам, благодаря которым этот авторский проект стал возможен.
После презентации картины в Адыгее ее увидят в республиках Северного
Кавказа, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Париже.
Елена МарковаИсточник: http://советская-адыгея.рф/index.php/kultura/1653-o-zhenshchine-v-istoricheskoj-pamyati-naroda
Вы здесь: Главная
>> Культура >> О женщине в исторической памяти народа
О женщине в исторической памяти народа
Создано 02.12.2014 16:23
О женщине в исторической памяти народаСегодня в Госфилармонии РА
состоится презентация фильма «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева.
«Черкешенка» — пятый фильм кинокомпании «Черкесия-фильм», он посвящен
черкесским женщинам, оставившим свой след в истории народа. Этот фильм,
по словам Аскарбия Нагаплева, далеко не исчерпывает многогранную тему
черкесского народа, но логично завершает цикл фильмов «Черкесия».
В 2007 году режиссер снял первый фильм «Черкесия», после чего углубился в
тему истории своего народа. Последовали фильмы «Адыгэ хабзэ» — о
кодексе поведения адыгов, «Черкесия. Чужбина» — о вынужденном
переселении адыгов в чужие края во время Кавказской войны. В фильме
«Черкесия. Возвращение» автор говорит о том, что путь к сохранению
этноса лежит в возвращении адыгов на историческую родину.
— Фильм «Черкешенка» в корне отличается от предыдущих тем, что он — вне
политики и негатива. Он рассказывает о добром и вечном: о женщине, о ее
роли в семье и культуре народа, — рассказывает «СА» Аскарбий Нагаплев.
Сценарий фильма «Черкешенка» написан учеными и общественными деятелями
из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, причем трое авторов —
женщины. Эксклюзивно для фильма «Черкешенка» в Санкт-Петербурге дали
интервью мэтры мирового искусства черкесского происхождения Юрий
Темирканов, Михаил Шемякин и Александр Сокуров.
Съемки фильма проходили в Адыгее, Карачаево-Черкесии,
Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге, Москве и Франции. В Париже
съемочная группа кинокомпании «Черкесия-фильм» снимала памятные места из
жизни выдающихся французских черкешенок Шарлотты Аиссе, Эльмесхан
Хагундоковой и Людмилы Чериной — панораму города, Дом инвалидов, Дом
моды «Шанель», Булонский лес, знаменитое кладбище эмигрантов из России
Сент-Женевьев-де-Буа и кладбище знаменитостей Франции на Монмартре.
В «Черкешенке» показаны образы женщин, которые не просто многого
добились в жизни, но и оставили о себе долгую добрую память. Именно
сильная женщина, по мнению автора фильма, является эталоном для других и
придает движение жизни народа.
Героинями фильма стали образы Адыиф, Сэтэнай, Тыргытао из старинных
легенд, а также артистки, ученые, художники современности.
Знаменитая черкешенка Эльмесхан Эдыговна Хагундокова известна под
именами Гали Баженова, графиня Ирэн де Люар — была заслуженным
легионером 1-го класса, командором, бригадным генералом, офицером
национального ордена Французской республики «За заслуги». Эльмесхан
родилась в Санкт-Петербурге. Училась в Смольном институте благородных
девиц. Во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия в
госпитале, где познакомилась со своим будущим мужем Николаем Баженовым.
Под фамилией Баженова она стала знаменитой. Семья Эльмесхан в 1922 году
попала в Париж. В 1923 году «русская красавица» Баженова, как называли
ее парижские журналы мод, становится любимицей светского общества. Коко
Шанель пригласила ее стать лицом самых популярных изданий — «Фемина» и
«Вог». Изысканная, высокая, стройная черкешенка стала «светской
манекенщицей» дома «Шанель». В 1928 году она открыла свой собственный
Дом моды «Эльмис».
Хагундокова прошла две мировые войны. Ее сын Николай Баженов достойно
сражался в рядах американской армии под командованием генерала Кларка. А
сама Эльмесхан — графиня Ирэн де Люар командовала хирургическим
отделением и передвижным госпиталем в рядах французского Сопротивления.
Позже организовала передвижной хирургический госпиталь в Северной Африке
и переместилась со своим медицинским персоналом в Италию в разгар
войны, где спасла сотни человеческих жизней во время исторической битвы
под Монте-Кассино. Она принимала участие в освобождении Италии и
получила орден Почетного легиона из рук президента Франции генерала де
Голля.
В 2011 году об Эльмесхан Хагундоковой издана книга «Черкешенка»,
писательницы Де Серинье, с которой Аскарбию Нагаплеву удалось пообщаться
во Франции.
Балерина Людмила Черина — дочь черкесского дворянина-эмигранта, бывшего
царского полковника Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и француженки Стефан
Финетт. В 1942 году Людмила дебютировала на сцене парижского зала
Плейель, исполнив главную партию в балете «Ромео и Джульетта». Снималась
в фильмах, из которых самый знаменитый — «Красные башмачки». Много
гастролировала, несколько раз была в Советском Союзе. В 1959 году на
сцене Большого театра танцевала Жизель. После окончания карьеры балерины
занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная
ее работа «Сердце Европы» установлена в Страсбурге у здания Европейского
парламента и является официальным символом Евросоюза.
Третья знаменитая историческая личность в фильме — Шарлотта Аиссе, образ
которой послужил прототипом для книги «Графиня Айсе» Исхака Машбаша.
Есть ли среди современниц такие женщины, которыми будут восхищаться
потомки? В ответ на это режиссер приводит в пример первую женщину —
доктора наук в Адыгее Зейнаб Керашеву, эстрадную певицу Розу Шеожеву,
знаменитую своими изделиями мастерицу Асю Еутых, альпинистку Карину
Мезову — первую кавказскую женщину, покорившую Эверест, Мераль Окай —
сценариста, продюсера сериала «Великолепный век», Амину Жаман — актрису,
певицу, режиссера фильма «Право на любовь» и других.
Съемки фильма без государственной поддержки в наше время дело непростое и
затратное. По словам Аскарбия Нагаплева, вряд ли бы он состоялся как
режиссер, если бы не поддержка со стороны его любимых женщин — мамы,
супруги, сестры. Документальный фильм «Черкешенка» — это низкий поклон
всем женщинам, благодаря которым этот авторский проект стал возможен.
После презентации картины в Адыгее ее увидят в республиках Северного
Кавказа, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Париже.
Елена МарковаИсточник: http://советская-адыгея.рф/index.php/kultura/1653-o-zhenshchine-v-istoricheskoj-pamyati-naroda

Вы здесь: Главная
>> Культура >> О женщине в исторической памяти народа
О женщине в исторической памяти народа
Создано 02.12.2014 16:23
О женщине в исторической памяти народаСегодня в Госфилармонии РА
состоится презентация фильма «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева.
«Черкешенка» — пятый фильм кинокомпании «Черкесия-фильм», он посвящен
черкесским женщинам, оставившим свой след в истории народа. Этот фильм,
по словам Аскарбия Нагаплева, далеко не исчерпывает многогранную тему
черкесского народа, но логично завершает цикл фильмов «Черкесия».
В 2007 году режиссер снял первый фильм «Черкесия», после чего углубился в
тему истории своего народа. Последовали фильмы «Адыгэ хабзэ» — о
кодексе поведения адыгов, «Черкесия. Чужбина» — о вынужденном
переселении адыгов в чужие края во время Кавказской войны. В фильме
«Черкесия. Возвращение» автор говорит о том, что путь к сохранению
этноса лежит в возвращении адыгов на историческую родину.
— Фильм «Черкешенка» в корне отличается от предыдущих тем, что он — вне
политики и негатива. Он рассказывает о добром и вечном: о женщине, о ее
роли в семье и культуре народа, — рассказывает «СА» Аскарбий Нагаплев.
Сценарий фильма «Черкешенка» написан учеными и общественными деятелями
из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, причем трое авторов —
женщины. Эксклюзивно для фильма «Черкешенка» в Санкт-Петербурге дали
интервью мэтры мирового искусства черкесского происхождения Юрий
Темирканов, Михаил Шемякин и Александр Сокуров.
Съемки фильма проходили в Адыгее, Карачаево-Черкесии,
Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге, Москве и Франции. В Париже
съемочная группа кинокомпании «Черкесия-фильм» снимала памятные места из
жизни выдающихся французских черкешенок Шарлотты Аиссе, Эльмесхан
Хагундоковой и Людмилы Чериной — панораму города, Дом инвалидов, Дом
моды «Шанель», Булонский лес, знаменитое кладбище эмигрантов из России
Сент-Женевьев-де-Буа и кладбище знаменитостей Франции на Монмартре.
В «Черкешенке» показаны образы женщин, которые не просто многого
добились в жизни, но и оставили о себе долгую добрую память. Именно
сильная женщина, по мнению автора фильма, является эталоном для других и
придает движение жизни народа.
Героинями фильма стали образы Адыиф, Сэтэнай, Тыргытао из старинных
легенд, а также артистки, ученые, художники современности.
Знаменитая черкешенка Эльмесхан Эдыговна Хагундокова известна под
именами Гали Баженова, графиня Ирэн де Люар — была заслуженным
легионером 1-го класса, командором, бригадным генералом, офицером
национального ордена Французской республики «За заслуги». Эльмесхан
родилась в Санкт-Петербурге. Училась в Смольном институте благородных
девиц. Во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия в
госпитале, где познакомилась со своим будущим мужем Николаем Баженовым.
Под фамилией Баженова она стала знаменитой. Семья Эльмесхан в 1922 году
попала в Париж. В 1923 году «русская красавица» Баженова, как называли
ее парижские журналы мод, становится любимицей светского общества. Коко
Шанель пригласила ее стать лицом самых популярных изданий — «Фемина» и
«Вог». Изысканная, высокая, стройная черкешенка стала «светской
манекенщицей» дома «Шанель». В 1928 году она открыла свой собственный
Дом моды «Эльмис».
Хагундокова прошла две мировые войны. Ее сын Николай Баженов достойно
сражался в рядах американской армии под командованием генерала Кларка. А
сама Эльмесхан — графиня Ирэн де Люар командовала хирургическим
отделением и передвижным госпиталем в рядах французского Сопротивления.
Позже организовала передвижной хирургический госпиталь в Северной Африке
и переместилась со своим медицинским персоналом в Италию в разгар
войны, где спасла сотни человеческих жизней во время исторической битвы
под Монте-Кассино. Она принимала участие в освобождении Италии и
получила орден Почетного легиона из рук президента Франции генерала де
Голля.
В 2011 году об Эльмесхан Хагундоковой издана книга «Черкешенка»,
писательницы Де Серинье, с которой Аскарбию Нагаплеву удалось пообщаться
во Франции.
Балерина Людмила Черина — дочь черкесского дворянина-эмигранта, бывшего
царского полковника Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и француженки Стефан
Финетт. В 1942 году Людмила дебютировала на сцене парижского зала
Плейель, исполнив главную партию в балете «Ромео и Джульетта». Снималась
в фильмах, из которых самый знаменитый — «Красные башмачки». Много
гастролировала, несколько раз была в Советском Союзе. В 1959 году на
сцене Большого театра танцевала Жизель. После окончания карьеры балерины
занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная
ее работа «Сердце Европы» установлена в Страсбурге у здания Европейского
парламента и является официальным символом Евросоюза.
Третья знаменитая историческая личность в фильме — Шарлотта Аиссе, образ
которой послужил прототипом для книги «Графиня Айсе» Исхака Машбаша.
Есть ли среди современниц такие женщины, которыми будут восхищаться
потомки? В ответ на это режиссер приводит в пример первую женщину —
доктора наук в Адыгее Зейнаб Керашеву, эстрадную певицу Розу Шеожеву,
знаменитую своими изделиями мастерицу Асю Еутых, альпинистку Карину
Мезову — первую кавказскую женщину, покорившую Эверест, Мераль Окай —
сценариста, продюсера сериала «Великолепный век», Амину Жаман — актрису,
певицу, режиссера фильма «Право на любовь» и других.
Съемки фильма без государственной поддержки в наше время дело непростое и
затратное. По словам Аскарбия Нагаплева, вряд ли бы он состоялся как
режиссер, если бы не поддержка со стороны его любимых женщин — мамы,
супруги, сестры. Документальный фильм «Черкешенка» — это низкий поклон
всем женщинам, благодаря которым этот авторский проект стал возможен.
После презентации картины в Адыгее ее увидят в республиках Северного
Кавказа, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Париже.
Елена МарковаИсточник: http://советская-адыгея.рф/index.php/kultura/1653-o-zhenshchine-v-istoricheskoj-pamyati-naroda





Тетралогия "Черкесия" оставила в моей душе неизгладимое впечатление. Я с
нетерпением жду новых фильмов Нагаплева и искренне надеюсь, что они
будут посвящены великим достижениям черкесов в прошлом (с античности до
17 века) и в настоящем времени! В истории адыгского народа много
прекрасных страниц, но лучшие - еще впереди! Я в этом уверена.
P.S. Мой друг Бернард Шоу как-то сказал: "Некоторые видят вещи такими, как они есть, и спрашивают: «Почему?»; я же мечтаю о вещах, которых никогда не было, и говорю: «А почему бы и нет?» Шоу никогда не ошибается. Так что все еще будет!!!
P.S. Мой друг Бернард Шоу как-то сказал: "Некоторые видят вещи такими, как они есть, и спрашивают: «Почему?»; я же мечтаю о вещах, которых никогда не было, и говорю: «А почему бы и нет?» Шоу никогда не ошибается. Так что все еще будет!!!
2 декабря в 18:30 в Госфилармонии Республики Адыгея состоится юбилейный
вечер режиссера, члена Союза кинематографистов РФ Аскарбия Нагаплева,
который представит свой новый фильм "Черкешенка".
Это уже пятый фильм кинокомпании "Черкесия-фильм" в серии документальной киноэпопеи об истории черкесского народа.
Первый фильм А. Нагаплева "Черкесия" вышел 2007
году, затем последовали еще три фильма: "Черкесия. Адыгэ Хабзэ",
"Черкесия. Чужбина", "Черкесия. Возвращение".
"На языке кино я открываю миру Черкесию, рассказываю зрителям о красоте
Адыгеи, о ее людях, культуре и традициях черкесов, о сложных и
трагических моментах истории. После просмотров многие переосмысливают
свои представления о Черкесии, Кавказской войне", – сказал А. Нагаплев.
Новый фильм посвящен черкешенке, великой роле женщины в адыгском мире и,
конечно, традициям и обычаям народа. В фильме раскрываются образы
Адыиф, Сэтэнай, Тыргытао из старинных легенд, артистки, ученые,
художники современности. В числе героинь и знаменитая Эльмесхан Эдыговна
Хагундокова, которая известна под именами Гали Баженова, графиня Ирен
Де-Люар, семья которой в 1922 году попала в Париж. Еще одна знаменитая
историческая личность в фильме – Шарлотта Аиссе, образ которой послужил
прототипом для книги "Графиня Айсе" Исхака Машбаша.
В ходе подготовки сценария для консультаций были привлечены ученые из
Адыгеи и других республик Северного Кавказа. А съемки фильма проходили в
Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге, в
Москве и Франции. В Париже съемочная группа кинокомпании
"Черкесия-фильм" снимала памятные места из жизни выдающихся французских
черкешенок Шарлотты Аиссе, Эльмесхан Хагундоковой и Людмилы Чериной. Для
фильма "Черкешенка" в Санкт-Петербурге интервью дали мэтры мирового
искусства черкесского происхождения – Юрий Темирканов, Михаил Шемякин и
Александр Сокуров.
Вы здесь: Главная
>> Культура >> О женщине в исторической памяти народа
О женщине в исторической памяти народа
Создано 02.12.2014 16:23
О женщине в исторической памяти народаСегодня в Госфилармонии РА
состоится презентация фильма «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева.
«Черкешенка» — пятый фильм кинокомпании «Черкесия-фильм», он посвящен
черкесским женщинам, оставившим свой след в истории народа. Этот фильм,
по словам Аскарбия Нагаплева, далеко не исчерпывает многогранную тему
черкесского народа, но логично завершает цикл фильмов «Черкесия».
В 2007 году режиссер снял первый фильм «Черкесия», после чего углубился в
тему истории своего народа. Последовали фильмы «Адыгэ хабзэ» — о
кодексе поведения адыгов, «Черкесия. Чужбина» — о вынужденном
переселении адыгов в чужие края во время Кавказской войны. В фильме
«Черкесия. Возвращение» автор говорит о том, что путь к сохранению
этноса лежит в возвращении адыгов на историческую родину.
— Фильм «Черкешенка» в корне отличается от предыдущих тем, что он — вне
политики и негатива. Он рассказывает о добром и вечном: о женщине, о ее
роли в семье и культуре народа, — рассказывает «СА» Аскарбий Нагаплев.
Сценарий фильма «Черкешенка» написан учеными и общественными деятелями
из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, причем трое авторов —
женщины. Эксклюзивно для фильма «Черкешенка» в Санкт-Петербурге дали
интервью мэтры мирового искусства черкесского происхождения Юрий
Темирканов, Михаил Шемякин и Александр Сокуров.
Съемки фильма проходили в Адыгее, Карачаево-Черкесии,
Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге, Москве и Франции. В Париже
съемочная группа кинокомпании «Черкесия-фильм» снимала памятные места из
жизни выдающихся французских черкешенок Шарлотты Аиссе, Эльмесхан
Хагундоковой и Людмилы Чериной — панораму города, Дом инвалидов, Дом
моды «Шанель», Булонский лес, знаменитое кладбище эмигрантов из России
Сент-Женевьев-де-Буа и кладбище знаменитостей Франции на Монмартре.
В «Черкешенке» показаны образы женщин, которые не просто многого
добились в жизни, но и оставили о себе долгую добрую память. Именно
сильная женщина, по мнению автора фильма, является эталоном для других и
придает движение жизни народа.
Героинями фильма стали образы Адыиф, Сэтэнай, Тыргытао из старинных
легенд, а также артистки, ученые, художники современности.
Знаменитая черкешенка Эльмесхан Эдыговна Хагундокова известна под
именами Гали Баженова, графиня Ирэн де Люар — была заслуженным
легионером 1-го класса, командором, бригадным генералом, офицером
национального ордена Французской республики «За заслуги». Эльмесхан
родилась в Санкт-Петербурге. Училась в Смольном институте благородных
девиц. Во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия в
госпитале, где познакомилась со своим будущим мужем Николаем Баженовым.
Под фамилией Баженова она стала знаменитой. Семья Эльмесхан в 1922 году
попала в Париж. В 1923 году «русская красавица» Баженова, как называли
ее парижские журналы мод, становится любимицей светского общества. Коко
Шанель пригласила ее стать лицом самых популярных изданий — «Фемина» и
«Вог». Изысканная, высокая, стройная черкешенка стала «светской
манекенщицей» дома «Шанель». В 1928 году она открыла свой собственный
Дом моды «Эльмис».
Хагундокова прошла две мировые войны. Ее сын Николай Баженов достойно
сражался в рядах американской армии под командованием генерала Кларка. А
сама Эльмесхан — графиня Ирэн де Люар командовала хирургическим
отделением и передвижным госпиталем в рядах французского Сопротивления.
Позже организовала передвижной хирургический госпиталь в Северной Африке
и переместилась со своим медицинским персоналом в Италию в разгар
войны, где спасла сотни человеческих жизней во время исторической битвы
под Монте-Кассино. Она принимала участие в освобождении Италии и
получила орден Почетного легиона из рук президента Франции генерала де
Голля.
В 2011 году об Эльмесхан Хагундоковой издана книга «Черкешенка»,
писательницы Де Серинье, с которой Аскарбию Нагаплеву удалось пообщаться
во Франции.
Балерина Людмила Черина — дочь черкесского дворянина-эмигранта, бывшего
царского полковника Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и француженки Стефан
Финетт. В 1942 году Людмила дебютировала на сцене парижского зала
Плейель, исполнив главную партию в балете «Ромео и Джульетта». Снималась
в фильмах, из которых самый знаменитый — «Красные башмачки». Много
гастролировала, несколько раз была в Советском Союзе. В 1959 году на
сцене Большого театра танцевала Жизель. После окончания карьеры балерины
занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная
ее работа «Сердце Европы» установлена в Страсбурге у здания Европейского
парламента и является официальным символом Евросоюза.
Третья знаменитая историческая личность в фильме — Шарлотта Аиссе, образ
которой послужил прототипом для книги «Графиня Айсе» Исхака Машбаша.
Есть ли среди современниц такие женщины, которыми будут восхищаться
потомки? В ответ на это режиссер приводит в пример первую женщину —
доктора наук в Адыгее Зейнаб Керашеву, эстрадную певицу Розу Шеожеву,
знаменитую своими изделиями мастерицу Асю Еутых, альпинистку Карину
Мезову — первую кавказскую женщину, покорившую Эверест, Мераль Окай —
сценариста, продюсера сериала «Великолепный век», Амину Жаман — актрису,
певицу, режиссера фильма «Право на любовь» и других.
Съемки фильма без государственной поддержки в наше время дело непростое и
затратное. По словам Аскарбия Нагаплева, вряд ли бы он состоялся как
режиссер, если бы не поддержка со стороны его любимых женщин — мамы,
супруги, сестры. Документальный фильм «Черкешенка» — это низкий поклон
всем женщинам, благодаря которым этот авторский проект стал возможен.
После презентации картины в Адыгее ее увидят в республиках Северного
Кавказа, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Париже.
Елена МарковаИсточник: http://советская-адыгея.рф/index.php/kultura/1653-o-zhenshchine-v-istoricheskoj-pamyati-naroda
Комментариев нет:
Отправить комментарий